Категории

Новости Нижнего Новгорода и Нижегородской области

Старинный нижегородский храм восстановят по уникальной технологии

13:30
27
Старинный нижегородский храм восстановят по уникальной технологии

Храму в XVII веке покровительствовал российский патриарх Адриан, в нем крестили композитора Милия Балакирева, сюда ходила первая жена Горького — Екатерина Павловна Пешкова (урожденная Волжина). Сейчас закрытый в советское время храм переживает свое возрождение: по уникальным технологиям воссоздаются исторический иконостас и росписи.

Остались только стены

В этом году Вознесенский храм отметит свое 400-летие: первое упоминание о нем содержится в Сотной грамоте 1621−1622 годов. Этот документ представляет собой опись городского имущества, всех построек и населения — некая инвентаризация, проведенная по просьбе купцов и мещан ради точности налогообложения. Приход возник здесь несколько раньше, чем зафиксировал писарь, но за неимением других документов принято считать этот год точкой отсчета истории церкви.

< Первоначальная постройка храма не сохранилась. Деревянные стены горели несколько раз, к концу XVIII века церковь возвели в камне. Интересно, что стояла та постройка на месте, где сейчас находится здание налоговой инспекции Нижегородского района. Однако вскоре было решено возвести новый каменный храм — более величественный и соответствующий красоте и статусу Нижнего Новгорода. Он был построен по проекту знаменитого архитектора Константина Тона. Среди наиболее известных его работ — храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец.

Освященный в конце XIX века обновленный храм Вознесения Господня закрыли в советское время. В 1960-е годы даже ставился вопрос о сносе здания: от этой идеи отказались потому, что не нашелся подходящий транспорт для вывоза обломков. В итоге здесь разместили отдел областной научной библиотеки, в подвальном помещении расположилось хранилище фондов. От былого величия красивейшего храма не осталось почти ничего, кроме стен, фрагментов росписей, фотографии иконостаса.

Реконструкция по фрагментам

— Есть черно-белое изображение иконостаса XIX века, а есть отпечаток на стеклянной пластине. Специалисты мастерской «Благое дело», занимающиеся восстановлением иконостаса, проводят уникальную работу, пытаясь восстановить утраченные формы. Я бы сравнил это с трудом археологов и палеонтологов, которые по найденным позвонкам динозавра постепенно восстанавливают скелет древнего существа, — рассказывает настоятель храма протоиерей Михаил Сторонкин.

Архитектурная составляющая иконостаса весьма сложная: его нельзя смонтировать частями, каркас ставится целиком в один момент, поэтому ошибок быть не должно уже на этапе планирования. Руководит работой выпускник Амбрамцевского художественно-промышленного училища Владимир Юшин. Несмотря на 25-летний опыт работы в церковном искусстве, мастер признается: проект не из легких.

— Осложняет задачу малое количество исходных материалов. По небольшому количеству фотографий нужно поймать стиль, отразить эпоху, передать изюминку. И текущая работа тоже весьма специфична. Существуют каноны строительства иконостаса, их нужно знать и учитывать, — делится Владимир Сергеевич.

По сохранившимся фрагментам настенной авторской живописи воссоздается роспись храма. Занимаются ею мастера из объединения художественно-реставрационных мастерских «Византия». Реставрируется и частично сохранившаяся напольная мозаика. Кстати, пока не установлен иконостас — то есть до второй половины августа, — работу художников посетители храма смогут увидеть во всей красе.

Роспись не секрет: приходи и смотри

К изящному резному иконостасу постепенно создаются иконы, в общей сложности их будет сто десять. Первым стал образ праотца Адама, вторым — Авеля. Мастера признаются, что и эта задача оказалась непростой.

— История необычная, поскольку в последнее время большая часть иконостаса и росписей делается в каноническом стиле XV—XVI вв.еков. Здесь стоит задача воссоздания иконостаса XIX века. Нужно уметь писать в академическом стиле, здесь присутствует уникальная технология золочения на полимент, резьбы по левкасу и чеканки по золоту. Все это сочетается со сложным художественным решением. И самое главное в иконе — это лик, помимо красоты, работа должна иметь одухотворенность, — рассказывает иконописец дьякон Иоанн Коваленко.

Написанные иконы можно сравнить с работами старых мастеров — они отражают свет подобно произведениям импрессионистов. Даже краски здесь используются специальные: например, художникам удалось найти свинцовые белила, сделанные по рецептуре XIX века. Вся работа должна быть выполнена в сжатые сроки. В начале сентября запланировано освящение левого придела храма, в октябре — правого алтаря, а в середине ноября — центрального. К 1 августа должны закончить роспись и убрать строительные леса. Но уже сейчас все посетители церкви могут своими глазами видеть, как возрождается ее великолепие. Раз в две недели по воскресеньям настоятель храма проводит бесплатные экскурсии для всех желающих. Единственное требование — заранее записаться на встречу, сделать это можно через Instagram храма.

Оцените новость

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...