Первые признаки нарушения коммуникации у детей. Как заподозрить расстройство аутичного спектра
На первом году жизни контролировать развитие ребенка не сложно. Внимательный педиатр будет строго следить за появлением новых навыков у ребенка. Да и навыков пока немного — улыбнулся, залепетал, тянется к игрушке, радуется появлению мамы.
После года с развитием ребенка все становится сложнее. Все чаще звучит прекрасная фраза — «все дети разные» — и это сущая правда. Диапазон появления новых навыков, речи, поведенческих реакций — все становится очень вариабельным. И тут важно остановиться на развитии одного очень важного навыка, который часто упускается из вида — это навык коммуникации. А нарушение развития этого навыка называется РАС — расстройство аутичного спектра.
Все мамы знают про РАС. Все читали в интернете. Но большинство родителей выносят из этих статей лишь стандартный набор признаков — отсутствие зрительного контакта, выстраивание предметов в ряды, необщительность на детской площадке и пр.
Но все не совсем так, и дети с РАС могут прекрасно смотреть в глаза, тянуться к другим детям и ничего в ряды не выстраивать. Они даже говорить могут начать вовремя. Но они другие. Их поведение отличается. Они живут как бы сами по себе, «на своей волне». И свести это к перечню симптомов просто нереально. Но все-таки можно описать некоторые вещи, которые помогут понять суть происходящего, а также мелкие признаки, позволяющие насторожиться.
Самая яркая, бросающаяся в глаза особенность таких детей — это отсутствие интереса к другим людям. Здоровый ребенок, заходя в комнату, в первую очередь обращает внимание на находящихся там людей, а потом на предметы. Люди, взаимодействие с ними — основной центр, фокус интереса ребенка, как позитивного, так и может быть негативного (со страхом смотрит на врача, прячется за маму). Ребенок с РАС будто не замечает людей, иногда даже близких, он пройдет мимо и начнет играть в игрушки, не обращая внимания даже на опасного доктора в белом халате, на прямое обращение к нему. Общение часто сводится к использованию людей для достижения своих целей (подвести маму к нужному предмету и ее рукой попытаться сделать что-то, ему недоступное, не вступая в прямой контакт). Этот признак, пожалуй, основной, и тут может быть много вариаций, в зависимости от тяжести проявления заболевания. Но основа неизменна— люди и взаимодействие с ними не являются приоритетом для ребенка с РАС.
Помимо этого есть ряд мелких, необязательных признаков, однако, наличие нескольких из них — повод насторожиться:
- проблемы с переходом от протертой пищи к обычной, часто стойкие пищевые предпочтения, однообразный рацион
- подолгу может заниматься чем-то в одиночку, трудно переключить, вовлечь в другие действия. Или, наоборот, крайне хаотичное поведение и игра
- игра часто однообразна, не имеет сюжета, либо сюжет долго остается примитивным и однообразным
- не редко такие дети имеют странные, не соответствующие возрасту интересы, например, рано заучивают цифры и буквы и предпочитают их игрушкам
- очень часто задержка речевого развития, при этом часто ребенок издает разнообразные звуки, возгласы, как бы сам по себе, вне связи с ситуацией.
- поздно формируются туалетные навыки — после 3-х лет.
- малыш проявляет интерес к другим детям, может бегать рядом, но при попытках взаимодействия, совместной игры — начинаются сложности.
- позднее становление двигательных навыков, моторная неловкость.
- нарушение дистанции — могут залезть на колени к незнакомому человеку, но не для общения, а чтобы дотянуться до нужного предмета (использование человека, как подставки).
- неуправляемость, истерики, агрессия и аутоагрессия.
- нарушения сна — трудности засыпания, может проснуться ночью и долго бодрствовать.
- стереотипные действия — подолгу открывает и закрывает двери, крутит колеса и пр.
К сожалению, на первом году жизни заподозрить аутичные расстройства обычно трудно или невозможно. В возрасте до года может насторожить следующее — отсутствие желания контактировать с близкими, позднее появление улыбки, лепета. Также отсутствие интереса к первым совместным играм («ку-ку», «ладушки» и пр), слишком спокойное и независимое поведение ребенка — не просится на ручки, подолгу лежит один — «удобный ребенок». Конечно, такие симптомы повод обратиться к врачу, но встречаются они редко. Проблемы и вопросы обычно начинаются после года.
Часто ребенок, развивавшийся, вроде бы, нормально, вдруг останавливается в развитии или теряет ранее приобретенные навыки. Слова — это грозный симптом, который можно увидеть не только при аутизме, но и при ряде других тяжелых заболеваний мозга.
РАС часто сопутствуют и другие нарушения — умственная отсталость, значительная задержка речевого развития, выраженные поведенческие нарушения. Но эти состояния сложно не заметить. Зачастую родители обращаются к врачу с жалобами именно на это — несоответствие нормам развития, отсутствие речи, гиперактивность, нарушения сна. А уже потом может оказаться, что все это — симптомы РАС.